Retail.ru; 11.01.2018г.; Эксперты оценили особенности ТЦ Крыма.
Отличительной особенностью региона является серьезное отставание в девелопменте торговых центров от материка и низкий уровень управления объектами, отмечают эксперты IDEM. Обеспеченность Крыма и Севастополя качественной торговой недвижимостью можно назвать крайне низкой - 98 кв. м на 1000 жителей!
Это показатели без учета фактора сезонности, в последние годы туристический поток достигает 5,5 млн. туристов в год. «Летнее население» Крыма увеличивается почти на половину за счет курортных и прибрежных городов.
В настоящее время на полуострове функционируют более 150 торговых объектов. Консультанты «IDEM» выделяют всего 11 качественных ТЦ: четыре в г. Симферополь, шесть в г. Севастополь, один в г. Ялта. Следует отметить централизацию объектов в крупных городах.
К особенностям рынка следует отнести изменившуюся логистику импорта товаров, что повлияло на ценообразование. Если до присоединения Крыма к России товары свободно ввозили из Украины, то сейчас движение многих товаров из Украины перекрыто или проходит таможенный контроль, что сказывается на росте цен. Многие товары, которые ввозятся из заграницы (например, промышленные товары из Турции), из-за антироссийских санкций не могут отправляться напрямую, а попадают сначала в распределительные центры Краснодара или Москвы и уже потом в Крым, что также влияет на рост цен. В итоге, после присоединения полуострова к России в результате изменившейся логистики выросли цены на многие товары, как продуктовые, так и промышленные.
Многие украинские сетевые ритейлеры ушли с рынка, некоторые из них сохранили свое присутствие, но поменяли владельца. В итоге, образовалась определенная ниша для развития местного ритейла и входа российских операторов на рынок.
В продуктовом сегменте ритейла по-прежнему присутствуют сетевые операторы из Украины, ассортимент которых формируется чаще не из украинских продуктов. При этом, по данным Управления Федеральной налоговой службы, украинские сети зарегистрированы в Крыму и имеют крымский статус, а значит, все налоги уплачиваются ими в бюджет Республики.
Несмотря на неоднозначную ситуацию, многие международные и федеральные операторы вышли на рынок полуострова, например, такие как Эльдорадо, Л’Этуаль, Adidas/Reebok, Levis, Kari, DNS.
Консультанты прогнозируют, что постепенно, даже в условиях сложной экономической ситуации и антироссийских санкций, продолжится тренд выхода на рынок Крыма и Севастополя федеральных российских операторов. Снятие санкций приведет к увеличению интереса международных и федеральных операторов, росту девелоперской активности и дальнейшему росту инвестиционной привлекательности региона.
Катализатором развития торговой недвижимости и ритейла региона выступит открытие в 2018г. Керченского моста, что улучшит доступность и логистику.
На сегодняшний день Крым является развивающимся и низконасыщенным регионом, интересным для девелопмента, однако риски девелопмента крайне высоки.
Во-первых, это связано с политической ситуацией, логистикой и санкциями, что влияет на вход сетевых федеральных и международных ритейлеров на полуостров.
Во-вторых, возможный резкий всплеск девелоперской активности может привести к высокой доле ввода торговых площадей единовременно, что обострит конкуренцию между объектами, увеличит вакансию и приведет к снижению цен.
В-третьих, особенности менталитета и покупательская способность жителей полуострова диктуют особый подход к структуре ассортимента товаров, составу арендаторов.
В-четвертых, климатические условия и фактор сезонности спроса влияют на концепцию ТЦ и функциональный состав операторов, что в свою очередь формирует особый подход к ценообразованию (арендная плата).
Ранее специалисты ГК «Экоофис» выделили основные тенденции рынка коммерческой недвижимости в 2018 году.
Это показатели без учета фактора сезонности, в последние годы туристический поток достигает 5,5 млн. туристов в год. «Летнее население» Крыма увеличивается почти на половину за счет курортных и прибрежных городов.
В настоящее время на полуострове функционируют более 150 торговых объектов. Консультанты «IDEM» выделяют всего 11 качественных ТЦ: четыре в г. Симферополь, шесть в г. Севастополь, один в г. Ялта. Следует отметить централизацию объектов в крупных городах.
К особенностям рынка следует отнести изменившуюся логистику импорта товаров, что повлияло на ценообразование. Если до присоединения Крыма к России товары свободно ввозили из Украины, то сейчас движение многих товаров из Украины перекрыто или проходит таможенный контроль, что сказывается на росте цен. Многие товары, которые ввозятся из заграницы (например, промышленные товары из Турции), из-за антироссийских санкций не могут отправляться напрямую, а попадают сначала в распределительные центры Краснодара или Москвы и уже потом в Крым, что также влияет на рост цен. В итоге, после присоединения полуострова к России в результате изменившейся логистики выросли цены на многие товары, как продуктовые, так и промышленные.
Многие украинские сетевые ритейлеры ушли с рынка, некоторые из них сохранили свое присутствие, но поменяли владельца. В итоге, образовалась определенная ниша для развития местного ритейла и входа российских операторов на рынок.
В продуктовом сегменте ритейла по-прежнему присутствуют сетевые операторы из Украины, ассортимент которых формируется чаще не из украинских продуктов. При этом, по данным Управления Федеральной налоговой службы, украинские сети зарегистрированы в Крыму и имеют крымский статус, а значит, все налоги уплачиваются ими в бюджет Республики.
Несмотря на неоднозначную ситуацию, многие международные и федеральные операторы вышли на рынок полуострова, например, такие как Эльдорадо, Л’Этуаль, Adidas/Reebok, Levis, Kari, DNS.
Консультанты прогнозируют, что постепенно, даже в условиях сложной экономической ситуации и антироссийских санкций, продолжится тренд выхода на рынок Крыма и Севастополя федеральных российских операторов. Снятие санкций приведет к увеличению интереса международных и федеральных операторов, росту девелоперской активности и дальнейшему росту инвестиционной привлекательности региона.
Катализатором развития торговой недвижимости и ритейла региона выступит открытие в 2018г. Керченского моста, что улучшит доступность и логистику.
На сегодняшний день Крым является развивающимся и низконасыщенным регионом, интересным для девелопмента, однако риски девелопмента крайне высоки.
Во-первых, это связано с политической ситуацией, логистикой и санкциями, что влияет на вход сетевых федеральных и международных ритейлеров на полуостров.
Во-вторых, возможный резкий всплеск девелоперской активности может привести к высокой доле ввода торговых площадей единовременно, что обострит конкуренцию между объектами, увеличит вакансию и приведет к снижению цен.
В-третьих, особенности менталитета и покупательская способность жителей полуострова диктуют особый подход к структуре ассортимента товаров, составу арендаторов.
В-четвертых, климатические условия и фактор сезонности спроса влияют на концепцию ТЦ и функциональный состав операторов, что в свою очередь формирует особый подход к ценообразованию (арендная плата).
Ранее специалисты ГК «Экоофис» выделили основные тенденции рынка коммерческой недвижимости в 2018 году.