Торговля по-московски
Цены в столичных торговых центрах поражают дороговизной даже избалованных европейцев. Покупатели вынуждены переплачивать за непрофессионализм управляющих, а также отсутствие острой конкуренции среди ритейлеров.
По данным Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko, в I квартале 2008 года в Москве было сдано в эксплуатацию 49 тыс. кв. м качественных торговых площадей. Это на 77% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Было открыто два крупных объекта: ТЦ "Облака" на пересечении Орехового бульвара и ул. Елецкой (аренднопригодная площадь 33 тыс. кв. м) и ТЦ "Зиг-Заг" на ул. Лобненской (аренднопригодная площадь 16 тыс. кв. м). На конец I квартала этого года общее количество качественных площадей в Москве составило около 2,2 млн. кв. м.
Сегодня, по мнению совладельца универмага "Москва", президента General Investment Group Григория Рабиновича, в столице нет недостатка в ТЦ. Спрос, в принципе, удовлетворен в достаточной степени. В то же время ощущается недостаток в продуманности подбора арендаторов, очень немногие ТЦ управляются профессионально и имеют четкую концепцию организации торговли. Из-за этого цены на товары в Москве значительно выше, чем в столицах Западной Европы и Прибалтики. На высокие цены также оказывают влияние ввозные пошлины, покупательский бум и, как следствие, менее острая конкуренция среди ритейлеров.
Москва имеет плохую репутацию у европейских ритейлеров. "Аренда в статусных московских ТЦ находится у отметки $2 тыс. за 1 кв. м, в то время как в Западной Европе и в Прибалтике эта цифра колеблется в пределах 250-350 евро за 1 кв. м", - говорит Григорий Рабинович. По его словам, из-за более высоких арендных ставок в центре города ценовой уровень предлагаемых товаров и услуг существенно выше по сравнению с ТЦ в спальных районах. И если потребитель ищет недорогие товары и услуги, то ему, скорее всего, придется отправиться на окраину города. Однако российский потребитель продолжает и дальше удивлять мировые компании своими аппетитами и своей склонностью к потреблению дорогих товаров и услуг, и все это на фоне постоянно растущих доходов населения.
Опрошенные "ЭВ" эксперты выделяют усиление позиций крупных сетевых проектов и вытеснение мелких и единичных ритейлеров и поставщиков услуг. Как следствие, активнее идет унификация торговли. Особенно сильно это проявляется в сфере торговли одеждой, где основную часть рынка продолжают захватывать мощные сетевые бренды с вертикальной структурой управления.
Если говорить о формате торговли, в России сейчас в основном развивается классический ТЦ с одним или несколькими якорями и развлекательным центром и сопутствующим набором торговых точек и услуг. Однако в скором времени следует ожидать более выраженного развития таких форматов, как ритейл-парк и аутлет-центр.
Темпы ввода коммерческой недвижимости сокращаются. По данным Colliers International, на 2007 год планировалось ввести в эксплуатацию около 1,5 млн. кв. м торговой недвижимости, но ввели примерно половину.
Как считают специалисты, рынок и дальше будет развиваться в сторону усиления присутствия сетевых проектов. На Западе сейчас их доля составляет около 70%. Россия в ближайшие несколько лет также приблизится к этой цифре. Что касается насыщения, то рынок обширен и способен принять приход как новых западных крупных игроков, способных консолидировать значительную часть рынка, так и развить присутствие существующих российских лидеров.